MegaTrade Home
Grandtec Home
Provideo Home
Eurocase Home
Yamaha Home
Guillemot Home
Gallant Computer Home

 

Домашняя музыкальная студия : что выбрать и сколько это стоит

Выбор звуковой платы других устройств для домашней студии - дело весьма непростое, даже замысловатое. Как уже говорилось в прошлой статье, еще не существует ни одной такой карты, которая могла бы полностью удовлетворить все запросы пользователей. Несмотря на множество попыток, фирмы-производители так и не смогли сделать высококлассный универсальный "комбайн" для любительского рынка, работающий по принципу plug-and-play. В результате у многих владельцев домашних студий стоит по две-три звуковые платы, которые используются для различных целей. Эта статья построена следующим образом: вначале о самом лучшем, а затем о других вариантах, с указанием имеющихся у них недостатков. Заметим, что все ниже сказанное несколько субъективно, и потому, если вам понравился звук, например, нелюбимой автором карты Gravis Ultrasound, смело ее покупайте - не мучайтесь сомнениями! Кроме того, мы сразу предлагаем несколько разных вариантов комплектации студии, отличающихся стоимостью обородувания.

Синтезаторы.

Сегодня многие звуковые карты имеют синтезаторы, работающие по технологии wave-table. Но у всех у них общая беда - низкое качество звучания инструментов, записанных в ROM. Для мультемедиа хватает и этого, а вот для музыки такие "карточки" явно недостаточны.

Понимая данную проблему, производители поставляют на рынок так называемые "дочерние" карты синтезаторов, которые "одеваются" на любое устройство, имеющее разъем Wave Blaster. Эти дополнительные платы имеют уже более качественные звуки, а одна из них - Yamaha DB50XG будет интересна музыкантам-профессионалам.

Yamaha DB50ХG (150-170 дол.). Она соответствует стандарту XG (как явствует из названия) и звучит прекрасно. Ни один синтезатор, установленный на звуковых картах, не может с ней соперничать по звуку, за исключением, пожалуй, Roland и семплеров от Turtle Beach. А по функциональным возможностям она превосходит из всех. Купив эту карту, вы получаете 676 инструментов в ROM и 64 великолепных 24-битных эффекта. Но надо помнить, что все "дочерние" устройства используют аудиотракт основной звуковой карты, от качества которого и будет зависеть звук. Поэтому, если вы установите DB50XG на 30-долларовое китайское вторсырье, то получите китайское жестяное корыто вместо синтезатора.

Таким образом, если вам нужен недорогой, но хороший синтезатор, купите Sound Blaster (но только с чипсетом от Creative Labs, а не с Vibra16), установите DB50XG и играйте на здоровье! Этот вариант стоит 260-280 дол., не считая стоимости клавиатуры. Если же у вас есть звуковая карта, но на ней отсутствует разъем Wave Blaster - не отчаивайтесь! Для вас есть другой вариант - Yamaha SW60XG (220-250 дол.). Это модификация DB50XG, которая устанавливается в отдельный ISA-слот и имеет собственный аудиовыход. Проверьте только, поддерживает ли ваша карточка MIDI-стандарт MPU-401. Дело все в том, что SW60XG не имеет MIDI-входа для подключения клавиатуры, и вам придется задействовать под это дело свою основную карту. Можно, естественно, использовать SW60XG и как самостоятельное устройство, но тогда вы лишите себя удовольствия поиграть на нормальной клавиатуре.

Если же цена на DB50XG покажется высокой, то рекомендуем "дочернюю" карту Wave Bravo (90-100 дол.) производства Sound Conductor (но только с чипом Crystal Semiconductor). Она неплохо звучит, но поддерживает только GM (хотя имеет GS-набор из 256 инструментов). Никаких эффектов вы на этой "карточке" не найдете.

Сейчас на рынке "дочерних" карт сложилась весьма забавная ситуация. Фирма Yamaha неожиданно для всех заняла монопольное положение, выпустив великолепную DB50XG и не спешит с таким положением расставаться. Изделия других фирм рассматривать рядом даже смешно. Но бросим лишь мимолетный взгляд на другие "дочки".

Wave Blaster и Wave Blaster II фирмы Creative Labs звучат очень бедно, а стоят не намного дешевле DB50XG, чтобы их захотелось купить. Карты фирмы Roland SCD 10 и SCD 15, наоборот, слишком дороги (230 и 290 дол. соответственно), хотя звучат не лучше. А по количеству инструментов (128 и 354) и эффектов (9 и 16) им до плат фирмы Yamaha очень далеко. Купить Roland вам может прийти в голову только, если вы фанатичный поклонник звука Roland. Про дешевые аналоги Wave Blaster и говорить не хочется.

Есть еще одно очень интересное устройство фирмы Yamaha - внешняя звуковая карта Yamaha MU10 (280 дол.). На самом деле это самый дешевый представитель в профессиональной серии звуковых модулей MU, и звучит он лучше, чем DB50XG и SW60XG. Столь высокая цена обусловлена еще и тем, что в комплект поставки включена программа секвенсера Steinberg Cubasis, которая отдельно продается за 85 дол. Покупать или не покупать - решайте сами.

Поклонникам очень качественного звука лучше всего приобрести профессиональные звуковые модули, которые сейчас стали оборудоваться интерфейсом для подключения к PC через обычный последовательный порт. Стоят они дорого - 400 дол. и выше, но за эти деньги вы получите студийное качество. Еще один вариант - синтезаторы типа Roland ХР-10 (700 дол.). Alesis QS6 (999 дол.) или Korg Х5 D (1100 дол.). Они тоже имеют интерфейс для подключения к последовательному порту и обладают великолепным звуком. Покупая такое устройство, вы избавляете себя от головной боли из-за коммутации и поиска MIDI-клавиатуры. Кстати, автор пользуется именно синтезатором Roland ХР-10 вместе с секвенсером Cakewalk, чем очень доволен.

Семплеры.

Если с синтезаторами все ясно и других вариантов по соотношению цена/качество, равных платам Yamaha DB50XG/SW60XG/MU10, не наблюдается, то с семплерами все не так просто.

Среди музыкантов заслуженной популярностью пользуются звуковые карты фирмы Turtle Beach: Maui (около 150 дол., вариант Maui OEM без программного обеспечения - 100 дол.), Tropez (200-220 дол.) и Tropez plus - (270-300 дол.). Первая из них - семпл-плеер (т. е. семплер без записывающего тракта. - Прим. ред.) с 8 Мбайт RAM. Две другие - семплеры, на которые устанавливается до 12 Мбайт оперативной памяти. Tropez plus отличается от Tropez улучшенным звучанием обычного GM-синтезатора, наличием режима Full Duplex для записи звука на жесткий диск (hard disk recording) и DSP. Последний, впрочем, для нормальной работы с MIDI не годится, так как не обладает возможностью регулировать уровень звучания инструментов. Эти звуковые карты соответствуют профессиональным стандартам по уровню шумов (отношение сигнал/шум более 80 дБ), за что и любимы музыкантами, которые привыкли к хорошему качеству солидных студий звукозаписи. Для карточек Turtle Beach существуют обширные библиотеки семплов (образцов звучания) на компакт-дисках (хотя каждый компакт стоит 50-100 дол.). Причем эти семплы звучат на уровне очень дорогих синтезаторов. Все было бы здорово, если бы не маленький объем оперативной памяти. К тому же в этих картах используются устаревшие З0-пиновые модули SIMM, которые стоят сейчас в среднем 50-70 дол. за 4 Мбайт.

Самым лучшим для домашней студии является одновременное использование синтезатора и семплера, особенно когда объем ROM мал. Но здесь и заключена самая главная проблема карт Turtle Beach. На всех трех изделиях есть обычный wave-table синтезатор, но на Maui и Tropez он довольно плох, а на Tropez plus лишь немногим лучше. Если бы на компакт-дисках не было семплов столь высокого качества, с этим можно было бы мириться. Но когда рядом звучат кристально чистый семпл Tibet с диска Sound Collection vol.l и ужасный рояль GM-набора, начинаешь подозревать инженеров Turtle Beach в издевательстве над клиентами.

К несчастью, разъем Wave Blaster на этих картах не предусмотрен, поэтому единственно разумное решение - покупка синтезатора Yamaha SW60XG и использование его вместо встроенного синтезатора.

Теперь прикинем, во сколько же это нам обойдется. На Tropez (200 дол.) установим 12 Мбайт RAM (150 дол.), купим хотя бы один компакт-диск (50 дол.) и добавим карту Yamaha SW60XG (220 дол.). Получилось 620 дол. без учета клавиатуры, и это всего лишь с одним компакт-диском. Довольно дорого, но зато можно работать с качественным звуком. Если вас это устраивает - отправляйтесь в магазин, но не забудьте - нужны еще клавиатура, программы и другие полезные приспособления.

Можно сэкономить, если поставить 4 или 8 Мбайт оперативной памяти или купить Maui вместо Tropez. Конечно, в последнем случае вы не сможете записывать семплы самостоятельно, но все компакт-диски - к вашим услугам... Tropez plus стоит покупать только в том случае, если вам нужен не только семплер, но и многоканальный магнитофон среднего качества.

Я умолчал о существовании еще одной карты Turtle Beach. Она называется Pinnacle и стоит 600 дол. ( с цифровыми входами и выходами - 700 дол.). Карта эта позволяет расширить RAM до 48 Мбайт имеет полнодуплексный аудиотракт отменного качества. Ее лучше всего использовать, когда требуется высококачественные семплер и многоканальный магнитофон одновременно. К сожалению, GM wave-table синтезатор, установленный на этой карте, имеет хронический для Turtle Beach недостаток - он весьма посредственный. Хорошо еще, что Pinnacle имеет разъем Wave Blaster, в который можно "усадить" DB50XG фирмы Yamaha. Полную стоимость такого комплекта подсчитайте сами, учитывая, что RAM расширяют нормальными 72-пиновыми модулями SIMM. Если эти деньги у вас есть, то можете их с чистой совестью потратить - лучше Pinnacle с дочкой Yamaha бывают только профессиональные системы.

"А что-нибудь подешевле?" - спросите вы. Можно. Но и качество звука снизится. Впрочем, если желаете, то можно получить студию с семплером и за гораздо меньшие деньги.

Наиболее привлекательной по соотношению цена/качество является покупка Sound Blaster 32 PnP (150-170 дол.). Ее RAM расширяется до 28 Мбайт двумя 72-пиновыми модулями SIMM по 16 Мбайт (куда мистическим образом исчезают при этом 4 Мбайт, знает, видимо, только Creative Labs). Эта карта обладает уровнем шумов обычного SB 16 (т. е. совсем несмертельным).

Для SB 32 пока нет такого количества семплерных библиотек, как для плат Turtle Beach, но фирма Creative Labs надеется это поправить. Пока в Москве можно купить только один компакт-диск с семплами (100 дол.). Качество звуков довольно среднее, но и оно вполне может устроить.

Wave-table-синтезатор, установленный на карте, звучит слабо, поэтому лучше купить дополнительно карту SW60XG фирмы Yamaha (разъем Wave Blaster на SB 32 отсутствует). Это позволит работать уже с неплохим качеством.

За те же 150-170 дол. можно купить и Gravis Ultrasound MAX. Но, если честно, я не могу понять, за что платятся эти деньги, поскольку объем RAM ограничен 1 Мбайт, а ROM полностью отсутствует. Если кто-нибудь знает, как работать с такой "карточкой", - поделитесь.

На новой версии данной карты, которая называется Gravis Ultrasound PnP (170-190 дол.), уже есть GM-синтезатор и на нее можно установить до 8 Мбайт оперативной памяти. Кроме этого карточка поддерживает запись с частотой оцифровки 48 кГц, что улучшает звук.

Но на Sound Blaster 32, которая стоит столько же, памяти можно установить почти в 4 раза больше. Так что Gravis соревнование проигрывает.

Совсем недавно появилась карта Apex (350 дол.) фирмы AVM Technology. Она позволяет установить до 64 Мбайт (!) "оперативки" и имеет на борту GM-чип синтезатора от знаменитой фирмы-производителя синтезаторов Kurzweil. Кроме этого, есть 24-битный процессор эффектов. Максимальная частота оцифровки звукового образца при записи увеличена до 55,2 кГц, что является абсолютным рекордом среди звуковых карт. Аудиотракт имеет режим Full Duplex. На коробке этой карты "сияет" надпись: "professional Audio Card" - крайне интригующе. Но как она, собственно, звучит и есть ли для него семплерные библиотеки, пока не ясно.

Как видите, выбор звуковых карт, на которых установлен семплер, не так уж велик. У всех есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, вы еще будете проверять "глубину своего кармана". Только всегда помните одно важное правило: "Сколько заплатил столько и получил!".

Устройства для записи звука на жесткий диск (hard disk recording).

Мы уже упомянули три звуковые карты (Tropez plus и Pinnacle производства Turtle Beach и Apex от AVM Technology), которые пригодны для многоканальной записи звука. Надо сказать, что режим Full Duplex сейчас в моде, и очень многие фирмы, выпускающие дешевые игровые платы, реализуют эту функцию на своих изделиях. Но ничего, кроме досады, ожидать от таких устройств не приходится - слишком высок уровень шумов и искажений. По этой причине микшировать даже четыре дорожки будет крайне затруднительно (хотя какое-то представление о многоканальной записи получить можно).

Мы рассматривали Tropez plus, Pinnacle и Apex в качестве базовых устройств студии со всеми возможностями работы со звуком, доступными в домашних условиях. Но семплы (при всех своих достоинствах) используются далеко не всегда. Поэтому если вы ориентированы на более-менее традиционную музыку, а не на модные "кислотно-трансовые" стили, то можно обойтись и без них. А это довольно приличная экономия.

Как уже говорилось, Tropez plus вполне пригодна для многоканальной записи среднего качества. Серьезная проблема карт Turtle Beach - несоответствие звучания инструментов, находящихся в ROM и загружаемых в оперативную память. Но нет семплера - нет и проблемы. Остается малошумящая карта с вполне сбалансированным звучанием, достаточным для любительского использования. Платим мы за это всего 300 дол. Дешево и сердито. Да, Tropez plus можно смело рекомендовать для домашней студии, непретендующей на профессиональное качество, и в которой планируется использовать комбинированную запись синтезаторных партий и нескольких "живых" дорожек.

Все сказанное верно и для Pinnacle, но для записи фонограмм более высокого класса.

Однако существует звуковая карта, претендующая на звание самого лучшего устройства для домашней студии. Выпущена она также Turtle Beach и называется Tahiti (390 дол.). На этой карте нет ни синтезатора, ни семплера. Есть только разъем Wave Blaster для подключения синтезатора и MIDI-интерфейс для подключения клавиатуры. Ее самая главная функция - это запись звука с максимально возможным качеством. И качество это действительно очень и очень приличное, если не сказать профессиональное.

Если устанавить на Tahiti "дочернюю" плату синтезатора, то минимальные шумы и искажения аудиотракта будут способствовать максимальному раскрытию потенциала инструментов, записанных в ROM. Первым претендентом на "посадочное место" является все та же Yamaha DB50XG. Суммарная стоимость этого тандема составляет 540-570 дол. - деньги приличные, зато звук в такой студии приближается к профессиональному.

Отметим, Pinnacle - это ни что иное как Tahiti с установленным на ней чипом синтезатора. А посему при цене в 600 дол. ее сложно рекомендовать в качестве основной в студию, где не будет использоваться семплер, так как синтезатор Pinnacle уступает DB 50 XG.

Если вам нужно профессиональное качество звука, то для записи на жестокий диск используйте карты типа Card D plus (800 дол.) фирмы Digital Audio Labs или Audiomedia III (915 дол.) фирмы Digidisign. Звучат они прекрасно. На основе этих карт с добавлением внешних синтезаторов или звуковых модулей строится отличная домашняя студия. Но это удовольствие доступно лишь богатым.

Итак, описано несколько основных вариантов комплектации студии с различными качественными задачами. Мы ориентировались только на хорошие звуковые карты, выбор которых не очень велик. Можно создать домашнюю студию и на дешевых игровых устройствах. Но будете ли вы получать от такой студии удовольствие? Вряд ли...

Ззвуковые карты - это только один вид устройств для студии. Теперь поговорим об остальных ее компонентах, необходимых для нормальной работы.

Программное обеспечение.

В стране, где использование пиратских копий программных продуктов считается нормальным, очень сложно переломить себя и пойти в магазин. Но почему приобрести программу лучше там? Во-первых, воровать - это нехорошо (уж простите за эту прописную истину...). Во-вторых, пользуясь пиратскими копиями, вы вступаете в конфликт с законом. А в-третьих, почти все современные музыкальные пакеты, без которых работа невозможна, настолько хорошо защищены, что хакерам пока не удавалось их взломать. А если и удавалось, то очень плохо. Главным в работе в перечисленных случаях становится вопрос: "Повиснет или не повиснет?".

Все-таки лучше год копить деньги на нужную программу, чем нажить себе неприятности и два раза в неделю переустанавливать Windows. Но спешу вас хоть немного порадовать: вместе с "железом" очень часто поставляются вполне приличные программы, и не исключено, что вам вполне хватит их возможностей.

От такого вступления перейдем к делу. Сначала пару слов об операционной системе.

Я вам очень не рекомендую использовать Windows 95. Она ориентирована на "маразматический" plug-and-play, что гарантирует массу проблем при установке таких капризных устройств, как, например, изделия Turtle Beach. А если вам вздумается держать под одной крышей Sound Blaster для "игрушек" и Tahiti для работы, то Windows 95 вас может просто не понять и подумать, что вы хотите над ней посмеяться. И зависнет так, что придется заново все устанавливать. В обычных Windows такие проблемы спокойно разрешаются "ручными" настройками. Я работал на 95-ой ровно месяц, в течение которого "глючило" все подряд (копия Windows, между прочим, была лицензионная). После этого система сказала "прощай" и стала зависать при загрузке (хорошо, что у меня есть привычка делать резервные копии!). Пришлось форматировать винчестер и ставить назад добрый старый MS-DOS и Windows 3.11, под которыми заработало все без проблем. Кстати говоря, подобные сбои - это беда всех пользователей Windows 95.

Заметим, что большая часть музыкального программного обеспечения разрабатывалось под Windows 3.х и, даже адаптированное, оно не всегда желает корректно работать под Windows 95. Совсем недавно начали появляться версии программ, написанные уже специально под 95-ю версию. Но, учитывая нестабильный характер работы новой операционной системы, вряд ли есть смысл тратить деньги на все новшества. Подождем пару лет, пока Windows 95 не доведут до кондиции (надо бы написать коллективное письмо Гейтсу, чтобы plug-and-play сделали отключаемым).

Теперь о программах.

Как уже говорилось, запись MIDI-информации осуществляется при помощи секвенсера. На сегодняшний день есть множество секвенсеров, которые ориентированы на самых разных пользователей.

Среди них можно порекомендовать следующие программы. Для начинающих подойдут Midisoft Studio for Windows (80 дол.), Hotz Тrах (50 дол.), Power Trax Pro (29 дол.). Все они имеют очень простой интерфейс и крайне легки в освоении. Со многими картами поставляются облегченные версии серьезных пакетов, которые немного сложнее, чем программы для "самых маленьких", но и их освоить не так уж и сложно. Это Cakewalk Express и Cubase Lite. В комплект поставки плат Turtle Beach входит секвенсер Stratos, также приемлемый для начинающих.

Для более серьезных пользователей предназначены такие программы, как Voyetra Digital Orchestrator Plus (160 дол.), Musicator Win (299 дол,), Emagic MicroLogic (130 дол.) или SSEYO Koan Pro (150 дол.). Все эти пакеты имеют довольно много функций и освоить их бездумно вряд ли удастся.

И, наконец, для профессионалов предназначены программы Cakewalk 3.0 (349 дол.) и Cakewalk Pro Audio (400 дол.), Cubase Score (550 дол.) и Cubase Score Audio (790 дол.). Emagic Logic Win (400 дол.), а также различные версии этих программ. Отличаются все они, в основном, пользовательским интерфейсом, а по возможностям довольно близки (слово Audio обозначает, что версия предназначена для параллельной записи MIDI- и аудиодорожек). Порекомендовать какую-либо из этих программ очень тяжело, так как секвенсер для профессионала - тот же музыкальный инструмент, имеющий свой собственный уникальный "характер". Приверженцы Cakewalk и Cubase ведут между собой тихую войну, а пользователи Emagic Logic над ними посмеиваются. В какую партию вступите вы, зависит, в основном, от ваших внутренних ощущений в день покупки секвенсера.

Для обработки звука лучше всего приобрести программу Sound Forge (495 дол.): она дает самый качественный звук. Wave 2.04 (100 дол.) довольно медленно работает, но и стоит дешево. Можно использовать и условно-бесплатные Cool edit или Wave SE.

Для многоканальной записи лучше всего использовать Software Audio Workshop (SAW), позволяющий делать ее на четырех стереодорожках, или SAW plus на 16-ти, и тоже стерео. Они обладают самыми развитыми возможностями монтажа и редактирования звука. SAW plus, кроме того, еще работает в реальном времени на компьютерах мощнее Р100 с 16 Мбайт оперативной памяти. Единственный их недостаток - это цена. SAW стоит 600 дол., a SAW plus - 1000. Есть еще один хороший пакет - Samplitude Studio (400 дол.), совсем немного уступающий SAW plus. Имеется неплохая программа для четырехканальной записи, которая, правда, работает только с картами Turtle Beach. Она называется Quad и стоит около 180 дол.

Для создания и редактирования семплов существуют две великолепные программы, которые, к тому же, поставляются вместе со звуковыми картами. Это Wave Patch и Viena. Первая работает с семплерами Turtle Beach, а вторая - с Sound Blaster 32.

MIDI-клавиатуры.

Как уже неоднократно упоминалось, к звуковой карте весьма желательно купить клавиатуру. Даже если вы дилетант, микроклавиши типа Yamaha СВХ-К1 помогут получать больше удовольствия. А работа с секвенсером при помощи одной мыши хотя и возможна, но на деле превращается в пытку.

В музыкальных и компьютерных магазинах сейчас большой выбор моделей (цена от 90 до 3000 дол.). Но выбирать клавиатуру нужно "под себя", а не из финансовых соображений.

Посоветовать конкретную модель довольно сложно, так как не бывает клавиатур удобных для всех в равной степени. Дадим лишь общие рекомендации.

Во-первых, неплохо, чтобы с клавиатуры можно было управлять синтезатором. Для этого она должна обладать возможностью вырабатывать соответствующие MIDI-сообщения. Их список вы найдете в спецификации под заголовком "midi Data transmitted". Чем больше позиций в списке - тем лучше.

Во-вторых, желательно, чтобы клавиатура была чувствительна к силе (или скорости) нажатия (производила сообщения Velosity). Иначе полноценной игры не получится.

В-третьих, хорошо, чтобы на верхней панели были два колесика или джойстик, регулирующие высоту тона и модуляцию. Если этим колесам вы можете присвоить другие функции - для вас же лучше.

Если компьютер нужен для обучения детей музыке, не портите им жизнь и купите клавиатуру с клавишами нормального размера, а то впоследствии им придется переучиваться. Маленькую клавиатурку можно купить себе, если вы никогда и ни за что не собираетесь играть гаммы. Пианисту же следует приобрести клавиатуру, имитирующую фортепианную. И последнее - будет гораздо удобнее, если для клавиатуры купить специальную подставку. Они продаются по цене от 25 до 100 дол.

Чтобы проще было ориентироваться в многообразии моделей, приведем список наиболее популярных клавиатур.

Fatar Studio 49. 49 динамических клавиш, т. е. чувствительных к силе нажатия; инструментов управления синтезатором нет. Стоит довольно дешево - около 140 дол. Входит в состав набора Crescendo фирмы Turtle Beach (Fatar 49 + Maui).

Roland PC MK II. 49 динамических клавиш, джойстик, программируемый слайдер. Стоит около 200 дол.

Fatar Studio 610. 61 динамическая клавиша, колеса модуляции и высоты тона, которым могут назначаться другие контроллеры. Стоит 250-300 дол.

Есть еще клавиатура СВХ-К1 фирмы Yamaha, которая имеет 37 динамических миниклавиш. Она позволяет управлять синтезатором стандарта XG и секвенсером, что очень удобно. Цена, правда, немаленькая - 180-200 дол., но вполне оправданная, поскольку с этой клавиатуры можно управлять очень и очень многими параметрами.

Roland АЗЗ. 76 динамических клавиш фортепианного типа. Оптимизирована для управления синтезаторами формата GS. Самая дешевая клавиатура для профессионалов. Стоит около 550 дол.

Fatar Studio 900. 88 динамических клавиш фортепианного типа, колеса модуляции и высоты тона, причем, на первое могут назначаться и другие контроллеры. Может быть подсоединена педаль сустейна. Предназначена эта клавиатура для профессионалов и стоит около 800 дол.

Акустические системы и наушники.

Одна из самых распространенных ошибок при комплектации домашней студии - пренебрежение акустикой. Ведь звук даже очень качественной звуковой платы можно легко испортить плохими колонками. Поэтому отнеситесь к подбору акустической системы серьезно.

Тем, чей бюджет ограничен, можно порекомендовать мультимедийные приличные активные колонки, такие как Yamaha YST-M15 или YST-M20DSP (обе модели стоят до 100 дол.). Если к мониторам добавить сабвуфер (в среднем он стоит 100-200 дол.), то такой комплект будет звучать на уровне средних музыкальных центров.

В своей студии лучше установить Hi-Fi-усилитель и акустические системы, тем более для работы с карточками Turtle Beach и Yamaha. Стоит это гораздо дороже, но и удовольствия будет побольше.

Если же вы профессиональный музыкант или ваши занятия более чем хобби, лучше купить студийные мониторы и усилитель. Самыми дешевыми моделями мониторов являются Yamaha NS10-M (500 дол. за пару) и Alesis Monitor One (450 дол. за пару). Надо сказать, что впечатление от профессиональной техники довольно ошарашивающее. Когда я поменял в своей студии Hi-Fi-комплект на Monitor One и усилитель RA-100 (тоже Alesis), то был поражен, сколько новых нюансов появилось в звуке - со старыми колонками их просто не было слышно. Кроме этого, записи, сведенные на Hi-Fi, хорошо звучали только у меня дома. Когда же я прослушивал их на другой акустике, то не переставал удивляться их ужасному балансу. С появлением профессиональных мониторов эта проблема исчезла сама собой. Я легко обнаружил все свои ошибки при микшировании. Теперь мои записи звучат вполне прилично на любых акустических системах.

Все сказанное об акустике касается и наушников, без которых обойтись сложно. Использовать можно любой Hi-Fi, но если вы хотите чего-то большего, то лучше приобрести профессиональные модели. Порекомендовать можно AKG К240 (130-150 дол.), Koss PRO 4 ХТС (100-120 дол.), Sennheiser HD265 (150-170 дол.). В принципе, любые наушники дороже 150 дол. звучат очень прилично. Я пользуюсь у себя дома AKG К270 Studio за 190 дол. и крайне ими доволен. Вся перечисленная техника продается обычно в музыкальных магазинах.

Микрофон и компрессор.

От качества микрофона зависит качество записи "живых" инструментов и голоса. Лучшими признаны профессиональные модели типа Shure SM58 (160 дол.), AKG D3800 (200 дол.) и Audix ОМ-3 (180 дол.). Выход этих микрофонов сделан на разъемах типа XLR, поэтому, чтобы подключить их к плате, вам понадобится переходник. Приобрести его можно одновременно с микрофоном, как правило, они есть во всех музыкальных магазинах.

Если перечисленные модели вам не по карману, можно уложиться в 50-70 дол. Фирмы выпускают и модели для начинающих. У Shure - это серия Beta Green, у AKG - серия Performer. Они, конечно, уступают по качеству профессиональным микрофонам, но и с ними можно делать приличные записи. Ни в коем случае не покупайте микрофоны для караоке - вы только выбросите деньги на ветер и ничего от них не добьетесь.

Как уже говорилось, сложно сделать хорошую запись с микрофона без применения компрессора. Есть только одна модель, которая, обеспечивая профессиональное качество, щадит ваш кошелек. Это Alesis NanoComp. Стоит она всего 150 дол. (остальные импортные компрессоры стоят от 300 дол.). Если у вас есть 200 дол., то купите наш отечественный Tender Cat STC. Он имеет автоматическое управление, что очень облегчает жизнь, и качеством превосходит более дорогие импортные аналоги.

Микшер.

Если у вас больше одной звуковой карты или имеются внешние звуковые устройства, то нужен небольшой микшерский пульт, чтобы прослушать их одновременно. Выбор их в музыкальных магазинах довольно богат, но не замахивайтесь на большие модели, даже если продавцы будут сказочно расписывать их достоинства. Купите за 100 дол. самый маленький пульт - этого достаточно. Оптимальным является Boss ВХ4. Но никогда не покупайте дешевых отечественных пультов - они безбожно шумят.

Итак, теперь вы знаете, как создать дома небольшую музыкальную студию. Будем считать, что наша задача выполнена, если этот разговор помог вам в выборе устройств, или, наоборот, удержал от авантюры. Ну а в следующий раз поговорим о работе такой студии.

Вопросы и Ответы

Синтезатор.

Это устройство представляет из себя микросхему, которая устанавливается на звуковую карточку. Оно бывает двух основных типов: FM и Wave table. Первый тип в музыке использоваться не может из-за очень низкого качества звучания. Второй тип представляет из себя устройство, в постоянной памяти (ROM) которого хранятся цифровые образцы звучания реальных музыкальных инструментов. При поступлении MIDI-комацды от клавиатуры или секвенсера эти образцы извлекаются из памяти и проигрываются с нужной высотой.

Синтезаторы, как правило, соответствуют одному из трех основных стандартов: GM, GS или XG. По этим аббревиатурам, которые почти всегда указываются на коробке или на самом устройстве, можно легко определить все функциональные особенности (но ни в коем случае не качество звучания!).

GM-синтезаторы имеют в памяти 128 образцов звучания инструментов плюс одну или несколько ударных установок. Мультатембральность (количество одновременно звучащих инструментов) всегда равна 16. Полифония (количество одновременно звучащих нот) колеблется от 24 до 32 нот в зависимости от устройства. Эффектов нет.

GS-стандарт предполагает наличие от 200 до 300 инструментов в ROM, плюс 6-10 ударных установок. Мультитембральность - 16 частей, полифония - от 24 нот и выше. Имеются эффекты реверберации и хоруса.

XG-синтезаторы имеют от 400 и выше инструментов в ROM, мультитембральность - 16 частей/полифонию до 64 нот. Общее число эффектов - 64, причем одновременно могут звучать только 3.

Семплер.

Это ни что иное как синтезатор, у которого вместо ROM имеется оперативная память, куда пользователь может загружать любые wav-файлы (семплы) и воспроизводить их при помощи MIDI-команд. Причем высота звучания одного и того же файла может меняться.

Основная характеристика семплера - объем оперативной памяти. Так как семплы могут иметь очень большой размер, и от него зависит качество звука, то лучше устанавливать максимальное количество памяти. В профессиональной технике нормальным считается 32 Мбайт "оперативки". Расширение производится, как правило, модулями SIMM. Семплеры лучше использовать вместе с обычными синтезаторами - это дает большую свободу пользователю.

Устройства для записи звука на жесткий диск.

Качество записи звука прямо на винчестер компьютера и воспроизведения определяется качеством аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, установленных на карточке, а также разрядностью и частотой оцифровки образца звучания при записи. Для записи CD-качества требуется, чтобы соотношение сигнал/шум аудиотракта составляло не менее 80 дБ, и запись производилась на частоте оцифровки 44,1 кГц с разрядностью 16 бит. Если на карте стоят 18- или 20-битные преобразователи, то качество записи улучшается.

Одна минута стереозвука CD-качества занимает на диске около 10 Мбайт, поэтому винчестер для этих целей должен быть большого объема. Многоканальная запись возможна при помощи звуковых карт, имеющих функцию Full Duplex,-т. е. запись идет одновременно с воспроизведением. Причем в этом случае время доступа винчестера должно составлять менее 11 мс, иначе запись становится невозможной.

Для работы с MIDI Вам понадобится:

1. Только синтезатор

Sound Blaster 16 счипсетом от фирмы Creative Labs (110 дол.) + Yamaha DB50XG (150 дол.) + клавиатура Fatar Studio 49-(140 дол.), всего 410 дол. Все минимально необходимое программное обеспечение входит в комплект поставки.

2. Синтезатор с семплером 1

Turtle Beach Tropez (200 дол.) + 12 МБ RAM (150 дол. -30-пиновые SIММ'ы) +СD с семплами (50 дол.) + Yamaha SW60XG (220 дол.) + клавиатура Fatar Studio 610 (300 дол.), всего 920 дол. Все минимально необходимое программное обеспечение входит в комплект поставки.

3. Синтезатор с семплером 2

Sound Blaster 32 PnP (150 дол.) + 16 МБ RAM (70 дол. -72 пиновые SIMM) + СD с семплами (100 дол.) + Yamaha SW60XG (220 дол.) + клавиатура Fatar Studio 49 (140 дол.), всего 680 дол. Все минимально необходимое программное обеспечение входит в комплект поставки.

4. Синтезатор с семпл-плеером

Набор Turtle Beach Crescendo (Maui + клавиатура Fatar 49) (200 дол.) + 8 МБ RAM (100 дол. - З0-пиновые SIMM) + CD с семплами (50 дол.) + Yamaha SW60XG (220 дол.), всего 570 дол. Все минимально необходимое программное обеспечение входит в комплект поставки.

Для работы с MIDI и Аудио.

1. Рекордер и синтезатор 1

Turtle Beach Tahiti (400 дол.) + Yamaha DB50XG (150 дол.) + клавиатура Fatar Studio 49 (140 дол.) + микрофон (70 дол.). Всего 760 долларов. Программу для многоканальной записи надо будет покупать дополнительно.

2. Рекордер и синтезатор 2

Turtle Beach Tropez plus (300 дол.) + клавиатура Fatar Studio 49 (140 дол.) + микрофон (70 дол.), всего 510 дол. Программу для многоканальной записи надо будет покупать дополнительно.

Для работы только с аудио.

1. 4-канальный магнитофон

Turtle Beach Quad Studio (Tahiti + программа Quad) (500 дол.) + микрофон (70 дол.), всего 570 дол.

2. 8-канальный магнитофон 1

Turtle Beach Tahiti (400 дол.) + микрофон (70 дол.) + программа Samplitude Studio (400 дол.), всего 870 дол.

3. 8-канальный магнитофон 2

Digidesign Audiomedia III (915 дол.) + микшер с микрофонными предусилителями Mackie 1202 VLZ (470 дол.) + микрофон Shure SM 58 (160 дол.) + программа Sound Forge (400 дол.), всего 1945 дол.. Эта система дает бескомпромиссное профессиональное качество звука. Программа 8-канального магнитофона поставляется вместе с карточкой Audiomedia III.

С автором статьи можно связаться по Е-mail: dd@mio.unicon.msk.su


Комментарии или вопросы Вы можете написать на этой странице.
Авторские Права защищены в 2000-2011 годах компанией Видео Контроль.Rambler's Top100
НОВОСТИ
О КОМПАНИИ
ВАКАНСИИ
НАШИ КОМПЬЮТЕРЫ
СЕРВЕРЫ
ПРОДУКЦИЯ
ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
ПРАЙС ЛИСТ
ГДЕ КУПИТЬ
ПОДДЕРЖКА
XG MIDI ФАЙЛЫ
УСЛУГИ ПО МОНТАЖУ
ССЫЛКИ
ПОИСК



Rambler's Top100